«Мне нужны яркие и чистые, природные цвета», - сказал заказчик, с которым мы обсуждали создание логотипа для его компании.
Посыл был понятен: фирма производила молочную сыворотку, поэтому слова, которые ассоциативно крутились на языке, так или иначе скатывались к коровкам, зеленому лугу, белым облакам и Солнышку.
Клиент радостно кивал головой и ничего не предвещало сложностей, которые обычно бывают при разработке фирменного стиля.
Однако первые пять логотипов были категорически отвергнуты. При этом формулировка оказалась достаточно странной: «Цвета не достаточно чистые».
Новых вводных по цветам при этом не было, поэтому дизайнеры в очередной раз набивали руку на бесконечных кувшинчиках с молоком и игриво машущих хвостами коровках.
Пока я не сказала «Стоп!». Бесплодность их работы казалась очевидной, непонимание, чем именно недоволен заказчик, накапливалось, превращаясь в критическую агрессивную массу. Что-то нужно было решать.
Предложение определить цвета по известным колеровочным палитрам, в данном случае привязавшись к палитре RAL, было встречено с воодушевлением обеими сторонами. Но его результат нас шокировал. Мы трудились в парадигме естественных природных цветов: белого, голубого, желтого, зеленого, рисуя идиллическую деревенскую пастораль, тонко доносящую до потенциальных клиентов компании идею о натуральности производимого продукта. Клиент же, как оказалось, мыслил совершенно нетрадиционно. Можно даже сказать – «широко».
Цвета, которые мы получили с опорой на Ral оказались такими: сиреневый, желто- лимонный (даже флуоресцентно желтый), бежево – розовый. Логотип получился с ярко выраженным кислотным оттенком, цвета были неприлично яркими и скорее подошли бы для молодежной футболки. Однако…клиент был счастлив, потому что именно такими в его голове были настоящие чистые природные цвета.
Притча, которая живет в голове каждого дизайнера и человека, который работает с творческими задачами, будучи пошлой и не красиво звучащей, тем не менее прекрасно отражает суть этого аспекта работы: «Без внятного ТЗ – результат ХЗ» (то есть хрен знает какой). Но очень часто вы будете сталкиваться с ситуацией, когда ТЗ нет. И задача проложить путь к нему – на вашей стороне.
Будете ли вы работать маркетологом на аутсорсе, представляя интересы IT – агентства, или будете работать маркетологом внутри компании, задача снять потребность с вашего визави и сделать так, чтобы она оказалась зафиксированной на бумаге и привела к конкретному результату. «Нарисуйте красиво», «Сделайте на свой вкус», «Пусть будет интересно» - это фразы, которые точно заведут вас в тупик. Поэтому важно уметь брифовать клиента или снимать потребность со стейкхолдера.
При сложной разработке дорогостоящего программного обеспечения написание технического задания может занять достаточно большое количество времени. В этом случае ТЗ это многостраничный документ, где прописывается и логика реализации продукта и его структура и интерфейс.
В более простых вариантах мы собираем референсы по следующей схеме (на примере разработки сайта):
1.Какие сайты в вашей тематике вам нравятся? Почему?
2.Какие сайты не нравятся? Почему?
3.Какие цвета вы хотели бы использовать при разработке сайта?
4. Какая структура меню должна быть у сайта?
5. Какие задачи должен решить сайт?
6. Для какой целевой аудитории он предназначен?
7. Каким образом будет попадать трафик на сайт?
Это необходимый минимум вопросов, которые нужно задать для того, чтобы работа, которую вы начнете, была продуктивной. Дальше, обязательно будут проясняющие этапы. И на каждом из них я рекомендую задавать вопросы, которые приведут к тому, что вы обязательно сможете создать именно тот продукт, который будет нужен вашему заказчику.
Умение формализовать требования важно не только при разработке сайтов. ТЗ пишется и для видеоформатов: роликов, сториз, клипов. Оно может иметь формат сценария с раскадровками.
Важно также уметь снимать потребность и при построении маркетинговой стратегии или запуске рекламной компании. Вот пример правильного переформулирования задачи:
Информация от клиента:
"У нас планируется мероприятие и нам необходимо получить 1000 регистраций на него в кратчайшие сроки. Что вы можете нам предложить?"
Для расчета корректного медиаплана крайне важно получить от клиента в формате брифа следующую информацию:
- Дата проведения мероприятия. На запуск любой рекламной кампании нужно время, и можно просто не успеть это сделать к положенному сроку
- Целевая аудитория, которая должна прийти на мероприятие: пол, возраст, гео (город проживания)
- Устроит ли клиента онлайн - регистрация или мероприятие будет проводиться оффлайн?
- В какой бюджет хочет уложиться клиент. Хватит ли этого рекламного бюджета при имеющейся емкости рынка для получения нужного количества регистраций.
- Если мероприятие оффлайн владеет ли клиент показателем доходимости с прошлого ивента? Попробуйте заглянуть немного вперед и посмотреть, что дадут клиенту регистрации, если показатель доходимости низкий? Может быть, необходимо, увеличить количество регистраций, чтобы на мероприятие пришло хотя бы 200 человек?
- В чем особенности проводимого мероприятия? Почему на него обязательно нужно прийти той целевой аудитории, которую хочет получить клиент? Каково УТП его продукта?
- Есть ли готовая посадочная страница под мероприятие или ее необходимо создавать с нуля?
Эти вопросы кажутся банальными, но, уверяю вас, ответы на них могут вас очень сильно удивить. Потому что очень часто вы можете получить ситуацию, при которой у вас есть всего одна неделя, без готовой посадочной страницы, с крайне маленьким рекламным бюджетом, поэтому поставленная задача в 1000 зарегистрировавшихся на мероприятие пользователей окажется физически невыполнимой. Но честно сказав об этом заказчику вы сможете совместно разработать другие варианты рекламных стратегий, которые помогут решить задачи, которые стоят перед компанией.